©2016 Устюгова, Бочаров и партнёры

Административное право

    Административные дела – это по сути споры физического или юридического лица с государством в лице уполномоченных органов и должностных лиц.

 

         Условно административные споры можно разделить на дела:

- о привлечении к административной ответственности за административные правонарушения;

- об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц.

- об оспаривании нормативных правовых актов.

 

        В зависимости от совершенного правонарушения решение о привлечении к ответственности принимает должностное лицо уполномоченного органа (например, структура органов внутренних дел, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба, Рособрнадзор, Росреестр, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба и т.д.) либо суд.

  Сначала уполномоченным лицом составляется протокол об административном правонарушении, в котором фиксируются все обстоятельства совершенного деяния. На его основе после исследования материалов дела, представленных привлекаемым лицом возражений (объяснений) уже выносится постановление о привлечении к ответственности либо об отказе, например, в связи с отсутствием состава правонарушения или недоказанностью.

      Оспорить постановление можно либо в вышестоящий орган, либо в суд. Если постановление принято арбитражным судом либо судом общей юрисдикции – жалоба подается в вышестоящий суд.

Последствия привлечения к административной ответственности могут грозить лишь финансовыми потерями, например, штраф (размер которого зачастую более чем существенный), а могут и вовсе вести к более серьезным ограничениям – лишение прав, дисквалификация, запрет осуществления деятельности, административный арест.

       Решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, которые нарушают Ваши законные интересы и права, а также незаконно возлагают обязанности, могут быть совершенно различны.

       Например, по результатам проверки вынесено незаконное предписание об устранении найденных нарушений, выдан отказ в совершении юридически значимого действия или вовсе уполномоченные лица незаконно бездействуют.

    В случае подобных нарушений необходимо подать административное исковое заявление в суд в течение 3-х месяцев (за некоторым исключением) с момента, когда стало известно о нарушении. В определенных категориях споров необходимо соблюдение досудебного порядка.

       Признание недействующими нормативно-правовых актов также является весьма эффективным инструментом для защиты своих интересов. Как бы грозно и, казалось бы, незыблемо не назывались акты государственных органов, возлагающие незаконные обязанности или ущемляющие права, их тоже можно и нужно оспаривать.

   Например, Правительство г. Москвы утвердило Перечень объектов недвижимости, в соответствии с которым налог на конкретно перечисленное имущество исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости. Однако, фактические характеристики спорного объекта недвижимости не позволяют включить его в этот перечень, соответственно, исчисление налогов по данной схеме является излишним и незаконным. Однако, доказывать и оспаривать это необходимо именно в суде. Итог – более чем приличная экономия денежных средств на уплате налогов.

 

     При оказании юридических услуг по административным делам нашими специалистами предоставляются:

 

  • консультации;

  • подготовка необходимых правовых документов (исковые заявления, возражения и отзывы, ходатайства и жалобы, иные процессуальные документы);

  • сбор и составление доказательств, поиск свидетелей, специалистов, экспертов, разработка необходимого перечня вопросов для исследований и экспертиз;

  • представление интересов в органах государственной власти и судах по делам о привлечении к административной ответственности;

  • защита прав лиц, привлекаемых к административной ответственности за нарушение:

  • против прав граждан, здоровья и общественной нравственности (трудовое и семейное законодательство, не рассмотрение обращений граждан, дискриминация, побои и т.д.);

  • в области охраны собственности (движимое и недвижимое имущество, интеллектуальная собственность, правила о контрактной системе в сфере закупок и т.д.);

  • природоохранного и земельного законодательства;

  • жилищного законодательства;

  • законодательства в области предпринимательской деятельности;

  • законодательства в области финансов, налогов, ценных бумаг;

  • таможенного законодательства;

  • правил воинского учета;

  • на транспорте;

  • в области дорожного движения;

  • в промышленности, строительстве, энергетике;

  • в области связи и информации;

  • в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель;

  • против порядка управления (самоуправство, невыполнение предписания и т.д.);

  • против общественного порядка и общественной безопасности (хулиганство, нарушение требований пожарной безопасности, оружие, негласное получение информации, частная детективная деятельность и т.д.);

  • обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности в вышестоящие органы и суд;

  • представление интересов при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях.

  • представление интересов в органах государственной власти и судах по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц;

  • представление интересов в органах государственной власти и судах по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

 

    Не стоит думать, что государственные органы и должностные лица всегда правы, и оспаривать их акты, действия (бездействие) бесполезно. Судебная практика очень часто говорит об обратном, вставая на сторону граждан и бизнеса.